Свято-Никольский мужской монастырь (д. Большекулачье Омского района Омской области)

Уважаемые посетители нашего сайта в данном разделе информация о Свято-Никольском мужском монастыре размещена справочно. Наш сайт непосредственного отношения к монастырю не имеет. Убедительная просьба не направлять Ваши вопросы о деятельности монастыря администрации сайта. Ваши вопросы Вы можете задать непосредственно в монастыре. 

Официальный сайт монастыря http://bolshekulachie.ru


Вам так же может быть интересно:

Мощи святых, частицы мощей, которые покоятся в храмах Омской Митрополии


Монастыри на Руси всегда почитаемы были особенно. В монастыри люди шли за святостью, за той чистотою сердечною, которая врачует искаженную страстями душу человеческую. Недаром в народе их называли "тихими приютами для отдыха страдающей души".

Монастырь. Обитель. Место вечного пребывания Божественной благодати Святого Духа, которая осеняет всякого человека, ищущего нравственного исцеления и спасения души, место, где силою Божию исцеляется немощь человеческая, ослабляются и искореняются страсти.

Не обделена подвигом монашеским и сибирская сторона, количество паломников в нашу обитель с каждым годом увеличивается. Это общенародное единство, как духовное родство и является особенностью и величайшей драгоценностью исповедания Святой Истинной веры православными людьми века двадцать первого. Недаром и люди, приехавшие с Запада и Востока, побыв в монастырях, познакомившись с молитвенной жизнью, искренне называют Россию Святой землей, одним из последних земных оазисов духовной и нравственной чистоты. 

В 2005 году исполнилось сто лет со дня первого освещения православного храма во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца в селе Большекулачье.  Прошли десятилетия, храм возродился, и вокруг него сформировалась братская община, которая впоследствии и стала основой Свято-Никольского мужского монастыря. В 1995 году трудами митрополита Омского и Тарского Феодосия и иеромонаха отца Виталия (Кляритского), ставшего первым игуменом новой обители, был учрежден Свято-Никольский мужской монастырь, который приумножил число обителей Омско-Тарской епархии. 

В состав Свято-Никольского монастыря входят:

- храм в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, братские келейные корпуса, трапезная;

- святой источник и часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник", расположенные на юго-восточной окраине села Большекулачья;

- скит в честь иконы Пресвятой Богородицы "Неупиваемая чаша", расположенный в двух километрах к северу от монастыря;

- скит в честь святого Преподобного Александра Свирского,  расположенный на берегу Иртыша в пяти километрах от монастыря; 

- скит в честь Святого Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского Чудотворца, расположенный в селе Вятка Усть-Ишимского района; 

- подворье в честь святого Праведного Симеона Верхотурского, расположенного в селе Кайсы в пяти километрах от Вятской обители; 

- богадельня, находящаяся на территории монастыря.

Храм Святителя Николая Чудотворца

Первое упоминание о строительстве храма в селе Кулачинском относятся к 1751 году, когда Иван Миронович Круглов с другими односельчанами выстроил деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Это был небольшой однопрестольный храм, сооружённый из соснового леса. Есть основания предпологать, что кулачинцы ещё тогда желали устроить в храме придел во имя Святых Мучеников Кирика и Иулитты. Однако, скорее всего, финансовые трудности помешали им это сделать первоначально. 
По народному преданию, когда Цесаревич Николай проезжал по Омской земле жители Большекулачья от села до тракта дорогу выстлали коврами. 

К 1793 году Никольская деревянная церковь с колокольней «сделалась твёрдостиопасной», поэтому кулачинцы в одно лето возвели новую деревянную церковь на каменном фундаменте. В 1900 года храм сгорел, и с 1902 года началось его возведение,  в 1905 годубыл построен каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая. 
В 1936 году церковь закрыли и разместили в ней зернохранилище. В 1960-е годы она была разрушена. Страшным памятником богоборчеству был ее остов со снесенной крышей и зияющими пустотой проемами окон. 

Храм вернули верующим в 1989 году. Его настоятель иерей Виталий вынес на себе всю тяжесть первоначального восстановления здания.В 1991 году началось восстановление храма, в 1994 году на колокольне зазвонили семь колоколов. Новая иноческая жизнь обители началась в августе 1995 года с подвижнической деятельности игумена Виталия (в миру Вячеслава Кларицкого), объединившего вокруг себя послушников, прихожан, благотворителей, поломников. В храм понесли старинные иконы, начали поступать пожертвования. В 1997-1998 годах над храмом была возведена крупная глава на высоком барабане и пристроены два предела.

По благословению Высокопреосвященнейшего Феодосия, митрополита Омского и Тарского, южный придел освятили в честь Святых Мучеников Кирика и Иулитты, северный придел в честь Царственных Страстотерпцев.

Сейчас храм дышит жизнерадостностью: на кирпичном поле стены белоснежный декор наличников, рустованных лопаток, фризового пояса из мелких кокошников. Весь декор выполнен из лекального кирпича и окрашен яркими красками.

 

Источник и часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник"

Недалеко от села находятся родники, известные еще с XVIII века, возле которых проходил богослужения. В 1998 году над источником возвели часовню во имя иконы Божией Матери "Живоносный источник". 

Дно у родника выложили камнем. Когда ведутся ремонтные работы в храме и в жаркие летние дни - богослужение совершается у часовни, которая становится алтарем. Все Богородичные праздники завершаются крестным ходом от церкви к источнику и вокруг села. Несколько раз в год проводятся молебны с освещением воды в источнике

В последнее десятилетие зимние крещения и омовения в ледяной купели исцелили от духовных и телесных недугов множество верующих. С восторгом и кротостью верующие идут на Праздник Крещения. Это поистине народный порыв. Из храма несут все иконы, хоругви, служба сопровождается пением церковного хора. В крестном ходе участвуют обычно около тысячи человек. Крестный ход напоминает нам о цикличном сакральном времени и вечном существовании Святой Руси. 

 

Cкит в честь святого Преподобного Александра Свирского

Скит в честь преподобного Александра Свирского обустроен в 2000 году. Находится скит в шести километрах от села Большекулачье рядом с небольшими возвышенностями на берегу протоки реки Иртыш. 

В 1999 году, когда решался вопрос о передачи бесхозного летнего лагеря детской колонии Свято – Никольскому мужскому монастырю, на этих возвышенностях побывал Всероссийский Крестный ход «За Веру и Верность». Его участники отслужили молебен и установили памятный поклонный крест. По установившейся традиции с тех пор каждый Крестный ход поднимается на вершину первой возвышенности и у креста служится молебен.

День памяти о преставлении преподобного Александра Свирского - 30 августа (12 сентября по новому стилю), а день первого обретения святых мощей - 17 апреля (30 апреля по новому стилю). Дважды в год в эти дни из села Большекулачье от храма в честь святителя Николая Чудотворца в скит направляется покаянный Крестный ход.

Путь не так далек - всего шесть километров, но братия и паломники останавливаются несколько раз. Служатся короткие молебны и все молятся, преклонив колена. Ни на минуту не прекращаются молитвенные обращения к Господу, к Пресвятой Богородице и ко всем Святым.

Крестный ход идет вдоль берега старичного озера по пойме реки Иртыш до небольших возвышенностей и широкой протоки, на берегу которой и находится скит.

У ворот паломников встречают насельники скита с иконами. Все, перекрестившись, прикладываются к святыням и идут в скитскую церковь в честь преподобного Александра Свирского на молебен с акафистом, после которого батюшка помазывает всех освященным у мощей маслом и благословляет на трапезу. Укрепившись духовно и подкрепившись телесно, Крестный ход отправляется в обратный путь.

В скиту живет обычно 6 – 7 насельников. Распорядок дня очень простой – после утренних молитв все идут на послушания. Хозяйство небольшое, но сложное: три коня, коровы, овцы, куры и огород. Весь день в трудах в зависимости от времени года. В конце дня после трапезы вечерние молитвы.

Насельники свидетельствуют, что в своем стремлении обрести душевный покой они постоянно ощущают заступничество и помощь преподобного Александра Свирского.

 

Храм во имя святого Василия Блаженного и зимняя церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Вятской обители

В 1910 году в только что основанном селе Вятка между Тобольском и Тарой был создан православный приход, псаломщиком, а затем священником которого стал Лев Иванович Меньшенин.

Строили церковь во времена столыпинской реформы, строители приглашены были из Белоруссии, руководила строительством женщина из Санкт-Петербургского университета.

Жители Орловской и Вятской губерний, прослышав, что в Сибири есть свободные плодородные земли, на лошадях приезжали и селились в красивых и богатых таёжных местах. Когда первые строители Вятки приехали на место, лес был такой густой, что не заметили речушки, огибающей это место.

Для церкви лес подбирали лучший. Ездили за 12 километров к деревне Чудесное. Обматывали каждое лиственничное бревно, чтобы не повредить наружный защитный слой лесины, и так осторожно везли. В строительстве участвовали и местные жители.

Религия коммунистами была признана частным делом, начались гонения на церковь, но, несмотря на это, жизнь прихода налаживалась.

С 1929 по 1937 год настоятелем церкви был о. Алексей Камнев, а псаломщиком Каллистрат Иванович Глуховцев.

Те годы были урожайные, и крестьяне восстанавливали свое хозяйство после прежних поборов. На о. Алексея и псаломщика сразу наложили налог, а земли не дали. Доходов у церкви было немного, и платить налог помогали крестьяне.

Во главе района стоял питерский рабочий. После приказа об изъятии церковного имущества четыре года это имущество не изымалось. По данным Омского Государственного архива, Усть-Ишимский райфинотдел трижды жаловался на это в область, в Министерство финансов, и из Министерства трижды приходило указание изъять имущество, но изымать его не торопились.

Видно, не оставлял эти края своим заступничеством Николай Чудотворец, в честь которого был освящен в Усть-Ишиме храм. Была в селе и его древнечтимая чудотворная икона, принесенная казаками при основании острога в устье Ишима около четырех веков назад.

Регулярно обносили эту икону вокруг приходов района. Вокруг Вятки ее обычно обносили трижды и получали просимое: дождь или солнечную погоду.

Вятская церковь не закрывалась дольше других, и можно предположить, что икона в последнее время была в Вятке. Местные жители помнят большую икону Николая чудотворца. Место нахождения древнечтимого чудотворного образа ныне неизвестно.

Судьбы священномучеников о.Алексея Каменева, псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева и монахини Марии (Марии Алексеевны Каменевой). Семья Каменевых приехала в Вятку в 1929 году. 

6 февраля 1937 года о.Алексея, уже не в первый раз, арестовали, и 7 месяцев продержали в застенках Тарской тюрьмы. 23 августа 1937 года его приговорили к расстрелу. 5 сентября 1937 года, не добившись признания вины, согласия на клевету и отречение от веры, о.Алексея расстреляли. 

Вскоре после мученической кончины отца Алексея, 28 сентября 1937 года арестовали его сподвижника, псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева, который тоже был расстрелян 

В 1937 году храм в Вятке был закрыт, в здании открыли клуб. Настало время безбожной власти, когда люди боялись открыто исповедовать веру Христову. Одноко и это время ярко горел светильник веры, который свято берегла монахиня Мария. И люди глубоко почитали ее за это. Как раньше ходили они в храм, так сейчас стали ходить в ее крошечный домик. Обращались к ней с просьбой совершить погружение, читать Псалтирь по умершему. После ее блаженной кончины народ сохранил память о ней. В Усть-Ишиме есть особо почитаемая людьми могила монахини Марии. 
Весной 1996 года  Высокопреосвященнейший Феодосий митрополит Омский и Тарский назначил настоятелем храма священника о.Сергия Загребельного (о.Савватий), благочинного Усть-Ишимского района. Храм ожил, преобразился, люди воспрянули духом и с особым усердием и благоговением стали ходить в него. А осенью того же года в освятили сельском доме зимнюю церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 
В обители - небольшом деревянном, уютном и легко протапливаемом здании, в холодное время года служатся все суточные Богослужения. Таким образом, экономится топливо и от температурных перепадов сохраняется великолепный и величественный храм в честь Святого Василия Блаженного. 

Летом здесь открыт детский лагерь для православных детей, где ребятишки не только приучаются к посильному труду, знакомятся с родной природой, набираются сил и здоровья, но и с увлечением и радостью знакомятся с Законом Божьим, Православием, учатся добру и любви к ближнему.

В 2004 году по благословлению Высокопреосвященней-шего Феодосия, Митрополита Омского и Тарского, в Синодальную Комиссию по канонизации Святых новомучеников направлены документация и материалы по канонизации клириков Омска–Тарской епархии: настоятеля церкви в честь Святого Василия Блаженного с. Вятки Усть-Ишимского района иерея Алексея Камнева (1871-1937) и псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева (1874-1937), расстрелянных в 1937 году.

 

Подворье в честь святого Праведного Симеона Верхотурского

Поселок Кайсы находится в пяти километрах от Вятки, в нем проживает около 300 жителей.

В 2003 году Митрополит Омский и Тарский Феодосий стал первым архиереем, посетившим поселок Кайсы, где освятил устроенную в простом сельском доме церковь в честь святого праведного Семиона Верхотурского и причислил ее к Вятской обители.

В 2010 году в церкви впервые священнослужители Свято – Никольского монастыря стали служить Божественную Литургию и у жителей поселка Кайсы появилась возможность участвовать во всех Таинствах от Святого Крещения до Венчания.

В 2005 году при церкви организовано подворье Вятской обители. Подготовлен двухквартирный дом для проживания насельников. Совершается посильная молитва.

В настоящее время в одной из половин дома проживает одна сестра.

Летом сестры занимаются обычными сельскими трудами.

В тяжелой неженской работе сестрам помогают братия Вятской обители.

Кайсинское подворье является промежуточным приютом при паломничестве в благословенную Вятскую обитель. Дорога туда из города Омска трудна и продолжительна, а от поселка Кайсы до Вятки паломников по проселочной дороге перевозят братия на конных подводах. Перед этим последним испытанием у храма на живописном берегу Иртыша их радушно встречают сестры, предлагая горячий чай, скромную трапезу и отдых.

Стало традицией из г. Омска совершать паломнические поездки на престольные праздники храмов Вятской обители:

  • 25 мая, 25 сентября и 31 декабря - престольный праздник  Святого праведного Симеона Верхотурского;
  • 15 августа - старинного храма в честь Святого блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского Чудотворца, которому в 2012 году исполнится 100 лет;
  • 14 октября и 31 декабря - церкви Покрова Божией Матери у иконы с частицей мощей святого праведного Семиона Верхотурского;
  • 5 сентября и 25 октября в дни памяти местночтимых отца Алексия Каменева и псаломщика Калистрата Глуховцева - церкви в честь Омских Новомученников явленных и неявленных;
  • 15 января и 1 августа  - часовни святого преподобного Серафима Саровского.

Те, кто совершают паломнические поездки самостоятельно едут обычно следующими путями:

  • летом – теплоходом на воздушных крыльях типа «Восход» до пристани Кайсы с ночевкой в береговой гостинице районного центра Тевриз;
  • зимой – автобусом до деревни Тавинское по трассе г. Омск – р. ц. Усть – Ишим, предварительно позвонив по телефону 8-951-40-93-846, если повезет, то вас встретят на конных санях.

Видео

 

Назад

На главную страницу